Конфуций

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, 
остерегаться увлечения жензинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Благородный муж стремиться говорить косноязычно, а действовать искусстно.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкиний человек предъявляет требования к другим.

Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семействе не будет недовольства.

Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестранно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.

Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего друга.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдуться соседи.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если прикажут.

Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?

Если у вас есть возможность явить милосердие, не вперед даже учителя.

Если у тебя не будет дурны мыслей, не будет и дурных поступков.

Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.

Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

Знать, что нужно сделать, и не делать этого - худшая трусость.

Знающему далеко до любящего, Любящему далеко до радостного.

Из всех преступлений самое тяжкое - это бессредечие.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Искренность и правдивость - основа всех добродетелей.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

К молодым людям нельзя относиться с высока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - познаешь степень его человечности.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущие к добродетели.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.

Красивые речи вредят морали. Когда нет желания заниматься малыми делами, это вредит большим замыслам.

Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие.

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем.

Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.


close